• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистратура требует изменения дизайна и модели подготовки

25-26 апреля в Высшей школе экономике прошла совместная с фондом В. Потанина научно-практическая конференция «Магистратура: модель для сборки». О том, какой должна быть магистерская программа, чтобы стать конкурентоспособной на российском и мировом образовательным рынках, рассказал проректор ВШЭ Сергей Рощин.

 

Сергей Рощин, проректор Высшей школы экономики

Вышка давно сотрудничает с фондом В. Потанина, ее студенты и преподаватели, разрабатывающие отдельные курсы и целые магистерские программы регулярно оказываются в числе грантополучателей фонда.

«Уникальность фонда Потанина в том, что коллеги сфокусированы на диалоге с университетами, вкладываются в инновации в образовании, и, в частности, в развитие магистерского уровня подготовки, — считает проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин. — Так как наш университет был одним из первых в стране, кто перешёл на многоуровневую систему образования, включающую бакалавриат и магистратуру, то, конечно, мы готовы выступать в качестве экспертного сообщества в проектах, связанных с развитием магистерского образования».

Представители ВШЭ участвовали в прошлогодней конференции фонда, также в 2015 году Вышка стала первой в рейтинге вузов, участвующих в программах фонда Потанина. Все это сделало естественным и логичным идею проведения второй конференции о магистратуре на базе ВШЭ.

Россия еще в начале 1990-х артикулировала переход на многоуровневую систему образования, но до недавнего времени основную массу программ составляли пятилетние программы специалитета. Настоящий переход на Болонскую систему начался не так давно.

Сергей Рощин назвал одной из ключевых дат в истории российской магистратуры 2011 год, когда вузы перешли к массовому набору на программы бакалавриата, что в 2015 году привело к первому большому выпуску бакалавров и к повышенному спросу на магистерские программы.

«Сейчас во многих университетах идет революция, связанная с разработкой образовательных продуктов этого уровня. Проблема в том, что не может быть механистического перехода от специалитета к бакалавриату и магистратуре, нельзя просто отрезать один год от специалитета и сделать из него два года магистратуры. Магистратура требует принципиальных изменений дизайна и модели подготовки студентов. Это новый вызов и интереснейшая задача для российского образовательного сообщества. Если бакалавриат частично наследует подготовку специалитета, то что такое магистратура — приходится определять с нуля, учитывая ее гораздо более нишевый, конкретный характер.

Специфика магистратуры в том, что она, во-первых, выстраивает гораздо более интересные и жесткие связки с рынком труда, с профессиональным сообществом, с конкретными работодателями. Во-вторых, она больше нацелена на то, чтобы отслеживать происходящие изменения, и меняться исходя из них. И, в-третьих, магистратура более востребована на глобальном рынке.

Сегодня магистерской программе для того, чтобы быть успешной и конкурентоспособной среди огромного числа других программ, необходимо предлагать уникальный набор компетенций, что проще сделать, если использовать новые, современные форматы в обучении. Например, междисциплинарность, сетевое взаимодействие с вузами-партнерами, научными организациями, бизнес-структурами, открытость для глобального рынка образования (преподавание на английском языке, приглашение иностранных преподавателей), использование достижений индустрии e-learning и др.