«Хочется хорошо зарекомендовать себя»
Аскар Багавиев, выпускник магистерской программы «Маркетинг», работает ассистентом в консалтинговой компании Boston consulting.
— Почему вы поступили в магистратуру на программу «Маркетинг»?
— В бакалавриате я учился на факультете менеджмента ВШЭ, и в целом это направление обучения меня вполне устраивало. Поэтому я выбирал между магистерскими программами именно этого факультета — думал, чем дальше заняться: управлением проектами, стратегическим менеджментом, маркетингом или управлением человеческими ресурсами.
Рассуждал примерно так. Человеческие ресурсы — совсем не мое. Управление проектами — это была тогда довольно новая специализация. А стратегический менеджмент мне в те времена показался слишком перегруженным теорией. Вот я и решил пойти на программу «Маркетинг». Мне показалось, что это довольно интересно и дает как раз практические навыки. И плюс — я был уверен, что работу будет после этой программы проще найти. Ведь если говорить о том же стратегическом менеджменте — это довольно узкая специализация, то есть в компаниях человек с таким багажом попадает либо в отдел консалтинга, либо в отдел стратегического планирования — вот, собственно, и все, больше-то податься особо некуда. Словом, на тот момент маркетинг как-то в большей степени привлекал меня.
— А само обучение в магистратуре как-то повлияло на ваше дальнейшее профессиональное самоопределение?
— Да, и даже в большей мере, чем можно было бы ожидать: в итоге я пошел не на маркетинг, а туда, куда вначале не собирался — в консалтинг (смеется). По большому счету это, конечно, сложный вопрос — что и как влияет на самоопределение человека. Во второй год магистратуры я учился по программе двойных дипломов — уехал в Париж. Там я учился на курсе «International business of project development», то есть это был некий mix управления проектами и стратегического менеджмента. А что касается обучения маркетингу, ну, он абсолютно точно мне никак не помешал, а скорее, наоборот — какие-то вещи, например, знание статистики, мне очень пригодились.
— А еще какие пригодившиеся знания и навыки вы можете назвать?
— В нашем университете обучение в большей степени, чем где-то еще, ориентировано на бизнес, на практику. И это неоспоримый плюс в таких специальностях, о которых мы говорим. А кроме того, я сейчас скажу, пожалуй, довольно банальную вещь, но мне очень помогли, допустим, навыки работы с Power Point, с презентациями. Казалось бы, что тут особо ценного? Но когда сравниваешь выпускника ГУ-ВШЭ и, скажем, выпускника МФТИ, у второго могут быть с такого рода умениями проблемы, допустим, отсутствуют или очень слабые навыки работы с Excel. То есть я хочу сказать, что, помимо очевидных, профильных знаний по той же экономике, в Вышке человек получает массу других важных для современного мира навыков. Плюс — уверенность в себе. Благодаря полученным знаниям и умениям я стал ощущать себя гораздо более уверенным в себе человеком. Лично для меня это даже, наверное, едва ли не главное качество, которое мне удалось развить во время обучения в магистратуре — впрочем, в том числе, видимо, и в бакалавриате.
— А еще что-нибудь отличает выпускника Вышки от выпускника другого вуза, работающего в той же профессиональной области? Ну, то есть по идее это люди, которые обладают теми же профессиональными знаниями и навыками, а на деле как?
— Что еще было на пользу при обучении, так это то, что студентам было с кого брать пример, как бы это тривиально ни звучало. В Вышке преподают люди, которым по-настоящему интересны их работа, исследования, их предмет, соответственно, с ними и студенту интересней, с ними есть что обсудить. И я думаю, благодаря этому, наверное, выпускники Вышки более инициативны, чем их коллеги, окончившие другие вузы. Потом в ВШЭ очень многое ориентировано на студента, действует много всяческих студенческих клубов. Например, мне очень помог «Кейс-клуб», я с удовольствием участвовал и в футбольном чемпионате Вышки, и в КВН. В университете поддерживается множество студенческих инициатив, и это, конечно, развивает лидерские качества в людях.
— Вы упомянули о заинтересованных преподавателях. Кого-то можете назвать?
— Из преподавателей на меня самое, наверно, большое влияние оказал руководитель моей магистерской программы, ординарный профессор Вышки, работающий на кафедре маркетинга фирмы, Игорь Владимирович Липсиц*. Он вообще, как мне кажется, лучший преподаватель в маркетинге — и это не случайность, что Гильдия маркетологов в 2007–2008 годах назвала его кафедру лучшей кафедрой маркетинга в стране. Кто еще? Конечно, заведующая кафедрой маркетинга фирмы Ольга Константиновна Ойнер, доцент этой же кафедры Ефим Борисович Галицкий, доцент кафедры стратегического маркетинга Михаил Александрович Бек — они отличные преподаватели. Еще Азер Гамидович Эфендиев мне очень нравится, он очень профессионален.
— Где вы сейчас работаете?
— В Boston consulting. В этой компании я работаю associate. Вообще-то, это начальная позиция, а не начальственная, но это все-таки позиция в хорошей компании.
— Скажите, а вы можете назвать себя профессионалом?
— Ну, в общем, мне платят деньги за то, что я делаю, так что в некотором смысле — да, я профессионал. При том что, на мой взгляд, нужно уметь относиться к себе критически, то есть, я хочу сказать, вот так «громко» назвать себя профессионалом мало кто в этом мире имеет право.
— А к чему вы стремитесь в профессиональном отношении?
— На данном этапе мне хочется хорошо зарекомендовать себя в компании. Потом я планирую получить международный опыт, для этого мне надо будет работать в иностранном офисе и получить MBA. Вот две мои вполне четкие профессиональные цели на ближайшее будущее.
Александра Рысь, студентка 4 курса факультета социологии ГУ-ВШЭ, специально для Новостной службы портала
* Игорь Липсиц включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.