/

«Микроэкономика учит решать сложные задачи»

Александр Карпов, выпускник магистерской программы «Экономика» (специализация «Микроэкономическое моделирование и микроэкономическая политика»), аспирант и преподаватель ГУ-ВШЭ, рассуждает о важности связи теоретической подготовки и практического опыта.

Александр Карпов
Александр Карпов
Александр Карпов, выпускник магистерской программы «Экономика» (специализация «Микроэкономическое моделирование и микроэкономическая политика»), аспирант и преподаватель ГУ-ВШЭ, рассуждает о важности связи теоретической подготовки и практического опыта.

Александр, теперь, когда вы сами стали преподавателем, какой вам видится магистерская программа «Экономика»  ваша оценка?

— Эта программа дает, наверное, самое общее экономическое образование, фундаментальные знания по экономической теории, и я считаю, что в современных условиях надо получать не конкретное практическое образование под текущие надобности рынка труда, а фундаментальное. Те знания и навыки, которые дает такое образование, будут востребованы в будущем при решении нестандартных задач, с которыми выпускник может столкнуться, когда начнет работать по специальности. Собственно, до этого я обучался в бакалавриате по специализации «Математические методы анализа экономики».

А почему решили сменить направление подготовки?

— На мой взгляд, одна из целей двухуровневой системы образования (бакалавриата и магистратуры) состоит в том, чтобы у выпускников была возможность изменить свою образовательную траекторию. Я нисколько не жалею, что изучал математические методы анализа экономики, но мне кажется, смена специализации дала в сумме гораздо больше знаний и умений. Тем более что у нас была возможность посещать курсы прежней специализации, и я их выбирал, поскольку мне это интересно. Так что я ничего не потерял.

Какие преимущества дала лично вам эта магистерская программа? Чем она оказалась полезна?

— Полезного очень много. К примеру, Светлана Борисовна Авдашева нам читала курс «Политика поддержки конкуренции». Она, будучи ординарным профессором ГУ-ВШЭ, занимается консультированием компаний, к которым у Федеральной антимонопольной службы есть вопросы или претензии, или которые хотят провести реорганизацию по вопросам антимонопольного регулирования. И мы на занятиях анализировали реальные ситуации, изучали законодательство. Думаю, что специалисты, которые разбираются в этой теме, сейчас очень востребованы. Так, одна выпускница нашей магистерской программы работает в Институте анализа предприятий и рынков ВШЭ. Или вот Татьяна Григорьевна Долгопятова, тоже ординарный профессор Вышки, занимается изучением корпоративного управления в России. Под ее руководством мы могли продолжить как сугубо научную, так и прикладную работу.

Что вам больше всего запомнилось за время обучения в магистратуре? Какие-то курсы, преподаватели или отдельные занятия?

— На любой магистерской программе особую роль играет заведующий кафедрой. В нашем случае это Марк Иосифович Левин. Очень многое дает общение с ним. И научный семинар, который проходит на кафедре, дает новые идеи, позволяет расширить кругозор в сфере экономических исследований. Уже давно я занимаюсь под руководством ординарного профессора Фуада Тагиевича Алескерова. И хотя на кафедре высшей математики, где работает Фуад Тагиевич, нет специализации, там очень приветствуется научная деятельность (исследования, участие в конференциях и прочее). Еще запомнилось особое внимание к нам. Специализация наша небольшая: на первом курсе было четверо, двое позже уехали в Париж и Берлин. Осталось два человека, и для нас двоих читали лекции, проводили семинары.

Насколько я понимаю, в данный момент вы строите академическую карьеру?

— Можно сказать и так. Сейчас я преподаю на кафедре микроэкономического анализа ВШЭ, а также учусь в аспирантуре, работаю над диссертацией.

Александр, есть ли, на ваш взгляд, какие-то особенности, отличающие выпускника Вышки от выпускников других вузов?

— Наверное, выпускники Вышки ценятся, в первую очередь, как специалисты, получившие качественное образование. Их отличает хорошее знание иностранной литературы, умение в ней ориентироваться, находить нужную информацию. Да и английским языком они владеют, не боятся участвовать в международных конференциях, ездить, общаться с иностранными коллегами. В этом смысле подготовка в нашем вузе выгодно отличается от подготовки в других учебных учреждениях России.

Какие у вас планы? Будете продолжать научно-исследовательскую деятельность и преподавание или пойдете в практическую сферу?

— Я еще полгода назад являлся старшим экспертом в Сбербанке в Центре макроэкономических исследований, куда пришел сразу по окончании магистратуры. Там ведется большая работа по анализу как российской, так и мировой экономики. Еженедельно публикуются обзоры, готовятся различные аналитические материалы для руководства банков и для публичного обращения. Но эта работа не совместима с аспирантурой и преподаванием. Надо вкладывать в нее все. Поэтому сейчас я полностью сосредоточился на написании диссертации и на преподавании.

Насколько вам было достаточно знаний и умений, полученных в Вышке, для такой работы?

— Для молодого специалиста, только начинающего карьеру, знаний выпускника ВШЭ вполне достаточно. Но чтобы стать действительно хорошим специалистом, нужен опыт, одного только образования мало. Надо поработать года два, чтобы хорошо ориентироваться в профессиональных вопросах. Но так, наверное, везде. Чтобы начать работать, чтобы быть способным анализировать проблемы, чтобы уметь работать в хорошем темпе — да, Вышка готовит таких выпускников. Но чтобы стать большим профессионалом, надо иметь опыт.

Каким, на ваш взгляд, должен быть минимальный набор знаний и навыков, чтобы начинать работать в банке?

— Конечно, нужны знания по макроэкономике. Во-вторых, умение анализировать большие объемы данных. Чтобы делать прогнозы и строить математические модели, нужно ежедневно читать «Financial times», другие российские и иностранные источники, изучать статистику Центробанков, экономик разных стран. То есть знать основы эконометрики и статистики тоже необходимо. Ну, и общий кругозор немаловажен.

Как сегодняшний преподаватель вы можете выделить особенности в отношении к учебе студентов, поступающих в магистратуру?

— Многие поступающие в магистратуру считают, что микроэкономика и другие теоретические курсы им не нужны, нужны курсы, касающиеся, например, фондового рынка, чтобы можно было сразу начать работать. Я считаю, это недальновидно. Микроэкономика учит решать сложные задачи и учит моделировать экономические ситуации. Год назад, когда я работал в «РОСНО-Жизнь», один из заместителей директора, отработавший год в страховой группе в Германии, постоянно на доске в своем кабинете вывешивал какие-нибудь микроэкономические графики. Это для него было необходимо. И вообще для любой западной компании обычное дело, когда строятся различные модели, приглашаются эксперты, в том числе и академические. В России подобная практика пока, к сожалению, не получила всеобщего распространения.