Репортаж об итогах Зимней школы по Психологии
Воскресным февральским утром факультет психологии НИУ ВШЭ гостеприимно распахнул двери для студентов, приехавших в Москву из разных уголков России и ближайшего зарубежья. Их заявки на участие в традиционной Зимней школе для поступающих в магистратуру Вышки были отобраны оргкомитетом по направлению «Психология». В уютной 104-ой аудитории их ждал горячий чай и выпечка. Об истории создания факультета психологии в ВШЭ и его магистерских программ рассказали Александр Вечерин и Владимир Штроо. Затем ребята познакомились с двумя прикладными магистерскими программами факультета. О программе «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование» рассказали ее молодые преподаватели Екатерина Стрижова и Александр Евдокимов. Программу «Системная семейная терапия» представили ее руководители – Анна Варга и Гражина Будинайте. В три часа пополудни автобус повез собравшихся к месту проведения ЗШ – подмосковный дом отдыха «Покровское», где их ждали уютные номера и сытный ужин. После вечерней трапезы в одноименном корпусе «Трапезная», состоялось неформальное знакомство участников друг с другом и с организаторами под чутким руководством Елены Станковской и Владимира Штроо.
Первый «рабочий» день Зимней школы по психологии, 3 февраля, был посвящен знакомству с двумя магистерскими программами. Магистерская программа «Измерения в психологии и образовании» с блеском провела «психометрическую сессию» на Зимней психологической школе. Мастер-класс «Современные подходы к измерениям в образовании», проведенный Еленой Кардановой при участии студентов Ирины Брун и Алены Пономаревой, раскрыл секреты оценки образовательных достижений в России и за рубежом. В своем мастер-классе «Анатомия компьютерного тестирования» Дмитрий Аббакумов рассказал участникам школы о современных компьютерных технологиях, применяющихся в измерениях. Участники познакомились с примерами интерактивных тестов и тестов-симуляций (в них, к общему удивлению, не осталось даже намека на известные всем бланковые тесты). На мастер-классе обсуждались и алгоритмы компьютерного адаптивного тестирования, которые строят индивидуальную траекторию тестирования в зависимости от уровня знаний каждого отдельного испытуемого. Отвечая на вопросы, Дмитрий рассказал участникам про новую область, в которой будут востребованы специалисты по компьютерному тестированию – онлайн-обучение и eLearning. Мастер-класс Юлии Тюменевой, посвященный составлению и анализу формулировок тестовых заданий, был проведен необычно: слушатели с удовольствием приняли участие в небольшом эксперименте по изучению переноса способов решения заданий из одной области применения на другую. Студенты азартно включились в разбор тестовых заданий, активно предлагали свои варианты формулировок и альтернатив в заданиях теста. В завершающем выступлении руководителя магистерской программы Екатерины Орел была представлена вторая специализация - оценка персонала. «Школьники» на этом занятии смогли почувствовать и отрефлексировать новый опыт в оценке персонала: пользуясь методикой, полученной во время презентации, они измеряли компетенции своих коллег. Участников очень заинтересовало это задание: для них открылись неизвестные ранее стороны работы HR-подразделения, а также им было любопытно узнать, как связан балл, который ставит специалист в результате оценки, с реальным поведением кандидата.
Параллельно в этот же день прошла презентация магистерской программы «Applied Social Psychology» . Потенциальным магистрантам из различных вузов России и зарубежных стран были представлены: особенности обучения на данной программе (возможность получения двух дипломов: ВШЭ и Тилбургского университета); преподаватели – ведущие ученые в области кросс-культурной психологии, экономической психологии, методологии социально-психологических исследований (Ш. Шварц, Д. Берри, Ф. ванн де Вийвер, С. Брёйгельманс, М. Зееленберг и др.); различные формы поступления, требования к поступающим; участие магистрантов в исследованиях Международной научно-учебной лабораторией социокультурных исследований; возможности трудоустройства и востребованность выпускников данной программы на рынке труда.
В рамках знакомства с магистерской программой были проведены два мастер-класса, которые позволили участникам наглядно познакомиться с практической работой с мигрантами, проводимой преподавателями, поучаствовать в решении кейсов по кросс-культурному менеджменту. Тренинг межкультурного взаимодействия, в котором 22 участника Зимней школы смогли проработать ряд ситуаций, связанных с этнической идентичностью, межкультурной коммуникацией, этническими стереотипами и предубеждениями, вызвал очень большой позитивный эмоциональный отклик. В конце дня участники отметили, что презентация магистерской программы позволила им более глубоко понять ее сущность и особенности, увидеть возможные перспективы своего обучения, дала «огромный заряд энергии», позволила ближе познакомиться с другими участниками Зимней школы и подружиться. Магистерская программа, по их мнению, «позволяет самореализоваться» «расширяет горизонты», «дает уникальный шанс получения европейского образования».
Во второй день работы Школы магистерскую программу «Психология в бизнесе» представили Наталья Иванова и Владимир Штроо. Главное, на чем был сделан акцент – гармоничное сочетание в процессе обучения фундаментального академического образование и практической подготовки. Магистерская программа создавалась и продолжает развиваться в тесном сотрудничестве с бизнес-психологами Великобритании. Благодаря усилиям руководителей и коллектива преподавателей студенты имеют возможность слушать лекции английских коллег, которые каждый год приезжают на факультет психологии НИУ ВШЭ, и проходить стажировки на магистерских программах - партнерах в Лондоне. На программе учатся замечательные ребята, поддерживается атмосфера сотрудничества и творчества – совместное проведение Зимней школы преподавателями и студентами является тому подтверждением. В этом году магистранты первого и второго курсов (Максим Цветков, Галина Шипилова, Дарья Щипанова и Ольга Ефимова) поделились впечатлениями об учебе, ответили на вопросы о нюансах организации образовательного процесса в магистратуре, а также рассказали о своей прикладной и научно-исследовательской деятельности.
Деловая игра «Как заработать миллион», которую провели преподаватели Наталья Антонова и Ольга Патоша, позволила показать сложность и неопределённость условий, в которых существует бизнес, наглядно продемонстрировала его психологическую сущность. Участники активно вовлеклись в игровой процесс, смогли проявить свои предпринимательские способности организовать производство товара и наладить отношения внутри рабочего коллектива, оперативно реагировать на меняющиеся условия бизнес-среды, а также грамотно позиционировать свой продукт на рынке. На мастер-классе «Основы коучинга» Наталья Антонова в интерактивной манере продемонстрировала основные отличия коучинга от индивидуального консультирования и тренинга, раскрыла основные принципы проведения коучинга в организации и показала, чем он может быть полезен для компании в целом, а также для ее отдельных сотрудников. Большой интерес у слушателей вызвал мастер-класс «Игры, в которые играет бизнес», проведенный выпускником программы, молодым бизнес-психологом Александром Елисеенко. Александр имеет опыт работы в нескольких крупных международных компаниях, успешно сочетая практику с научно-исследовательской деятельностью. Он продемонстрировал бизнес-симулятор, который является как обучающим, так и научно исследовательским инструментом, позволяющим наглядно проследить различные этапы процесса принятия решения в бизнесе. Участникам была предоставлена возможность испытать на себе динамичностьбизнес-среды, а также ближайших и отдаленных последствий принятых бизнес-решений в процессе управления шоколадной фабрикой.
«На десерт» преподаватели программы Алла Купрейченко и Ольга Патоша рассказали «Горячие истории бренда и рекламы». Участники Школы узнали о роли маркетинговых исследований в бизнесе и познакомились с одной из распространённых исследовательских техник – «Вечеринка брендов», в ходе которой они оценили известные спортивные торговые марки – Adidas, Nike, Puma и Reebok. После этого, просмотрев образцы социальной рекламы с элементами сексуальности и агрессивности, студенты включились в оживленную дискуссию об эффективности использования данных приёмов в современной рекламе. По словам участников, они смогли лучше понять, что представляет собой бизнес-психология и как она реализуется учебном процессе магистерской программы. Все это позволило некоторым студентам самоопределиться в выборе дальнейшего направления обучения.
Презентация магистерской программы «Консультативная психология. Персонология» продолжалась два «школьных» дня. Утром первого дня участники Зимней школы смогли познакомиться с общим замыслом и преимуществами программы, а также вместе с Вадимом Петровским, Еленой Старовойтенко, Анастасией Исаевой и Еленой Станковской погрузиться в персонологическое пространство любви. Во второй половине дня в центре внимания оказалась специализация «Экзистенциальный анализ и логотерапия». На мастер-классе Елены Уколовой и Елены Станковской «Путь к внутреннему согласию» слушатели смогли не только получить представление о практике и теории экзистенциального анализа и логотерапии, но и прочувствовать атмосферу занятий в магистратуре. Особый интерес у слушателей вызвал также выступление выпускницы программы Светланы Скворцовой и Елены Уколовой на тему «Экзистенциально-феноменологический анализ зависимости в близких межличностных отношениях».
На следующий день, 5-го февраля, презентация магистерской программы «Консультативная психология. Персонология» продолжилась представлением специализации «Человеко-центрированный подход». В рамках утреннего мастер-класса «Skype-консультирование: это работает?» Александр Орлов провел демонстрационную сессию и поделился с участниками Школы своим пониманием специфики дистанционного консультирования в контексте человеко-центрированного подхода К. Роджерса. После обеда состоялись мастер-классы Ольги Бондаренко «Особенности психотерапевтического контакта», Вениамина Колпачникова «Человекоцентрированный подход в повседневной жизни» и Дарьи Яковлевой «Практики экспрессивной терапии: о чем говорят сновидения?». Ведущие мастер-классов, в продолжение коротких теоретических вступлений, предложили участникам ряд демонстрационных упражнений и практических заданий. Мастер-классы затронули личные переживания студентов, в качестве пожеланий они предложили ограничить количество участников для более детального обсуждения и рефлексии.
Презентация магистерской программы « Cognitive science and technologies: from neuron to cognition» (руководитель – декан факультета психологии Василий Ключарев) прошла в завершающий «школьный» день 5-го февраля. Ярко иллюстрированные выступления на английском и на русском языках представили преподаватели программы – Василий Ключарев, Игорь Уточкин, Уильям Маккинес, Мария Фаликман, Владимир Спиридонов, Борис Чернышев. Помимо информации о программе и о перспективах трудоустройства ее выпускников были также представлены содержательные презентации по важнейшим теоретическим и методическим аспектам когнитивных исследований. Рассказ о нейроэкономике как современном интенсивно развивающимся междисциплинарном научном направлении был дополнен презентаций об истории и круге задач, стоящих перед когнитивными науками. Собравшимся были прочитаны ознакомительные лекции по важнейшие методам исследований в когнитивных науках, которые будут доступны студентам, поступившим на данную магистерскую программу: видеоокулография, электро- и магнитоэнцефалография и др.
В ходе заключительного Круглого стола преподаватели программы ответили на вопросы студентов и провели КВИЗ по когнитивным наукам, вызвавший искренний энтузиазм среди слушателей школы. Победившая команда была награждена призом. Судя по огромному количеству вопросов, заданных слушателями, магистерская программа вызвала у них неподдельный интерес.
Большинство участников выступили с предложением расширить временные рамки ЗШ и пожелали её организаторам «делать и дальше такую программу каждый год, развиваться!».
Отзывы участников Зимней школы по психологии - 2014:
Чем стала Зимняя школа психологов для меня?
Пожалуй, это стало близким знакомством с экзистенциальным и клиент-центрированным подходами в психологии. Благодаря этой программе мне удалось понять специфику каждого подхода, погрузиться в атмосферу их обучения, а также получить по капле мудрости от преподавателей. Меня поразило то, насколько профессора НИУ ВШЭ готовы делиться опытом, насколько действительно у каждого желающего есть шанс получить знания на таких программах, а также нужную для себя информацию. Хочется сказать всем: если вы сомневаетесь в выборе программы, если вы сомневаетесь в выборе терапевтического подхода, если вам нужна информация о НИУ ВШЭ - у вас есть возможность прийти и увидеть. И это дает многое, не в плане поступления на магистерские программы, а в плане становления на путь, уверенного и взвешенного выбора. Должно быть, весь университет имеет огромный запал интереса к молодым и активным студентам, поскольку каждому в этом университете было, чем меня заинтересовать, чем поделиться со мной, и чем поинтересоваться у меня. Спасибо за это!
Олеся Шмарловская
На всех программах работают чудесные преподаватели.
От Зимней Школы по психологии у меня остались самые светлые и радостные впечатления и воспоминания. Организаторы подобрали замечательный коллектив, что очень способствовало более эффективному и интересному обсуждению в рамках презентаций различных программ и мастер-классов. Важно отметить, что на всех представленных нам программах преподают чудесные преподаватели, у которых можно учиться, учиться, и еще раз учиться, - и это будет эффективно в дальнейшем, и абсолютно точно с пользой. На школе также были потрясающие организаторы, благодаря которым все прошло без эксцессов и соответствовало заявленной программе. За это им отдельное большое спасибо! В рамках Школы было представлено несколько абсолютно различных магистерских программ – для людей, которым интересно разное применение своих знаний в психологии. Но самое большое впечатление на меня произвела программа по экзистенциальному анализу, в рамках которой были освещены наиболее интересные и актуальные для меня вопросы. Я получила много материала для обдумывания и заинтересовалась данным направлением еще больше. Я считаю, что обучение в Высшей Школе Экономики может быть полезно тем молодым людям, которые небезразличны к своему будущему и хотят как можно более полно реализовать себя в той профессии и специальности, которую они для себя выбрали. Спасибо большое за возможность поучаствовать в таком интересном и важном для меня мероприятии.
Александра Васянович
Истинное удовольствие от общения
Я получила истинное удовольствие от общения с участниками Школы, хотя, большинство из них были младше меня по возрасту. Как-то это абсолютно не чувствовалось, все были на одной волне тотального позитива, открытости и искренности, которая не стихает до сих пор в социальных сетях. Это очень теплое и радостное общение, от сердца и души. Приятно. За всю эту атмосферу огромное Вам спасибо! Я неоднократно была на подобных мероприятиях, посвященных юридической тематике... Тут все совершенно иначе. Благодарю. Что касается, мастер - классов, презентаций, программа Школы была очень интересная. Мне было очень приятно увидеть Мэтров науки, пообщаться с ними, ощутить всю глубину их отданности своему делу, профессионализма и невероятного обаяния. За это огромное спасибо! Я засомневалась в выбранном ДО Школы направлении. Сейчас в раздумьях. Еще сильнее мотивирована на работу, в сотни раз возросло желание поступить и заниматься, наконец, впервые в жизни тем, что нравится, учиться этому и отдавать то, что уже накоплено за годы личного опыта... Приехала с большим количеством внутренних вопросов. Они пока не разрешены, но процесс запущен. Это радует. В общем, мои отзывы на 100 % позитивны. Спасибо!
Елена Комарова
Чем для меня стала Зимняя Школа по психологии?
Это буря эмоций, взрыв чувств, духовное наполнение и запас сил, как минимум до поступления в магистратуру. А там уже на крыльях счастья пронесутся два года, о которых, я уверена, каждый выпускник вспоминает с чувством радости, гордости и, конечно же, грусти, о том, что все это прошло и закончилось, так же как я вспоминаю о днях, проведенных на Зимней Школе по психологии в подмосковном пансионате «Покровское Одинцовского района.
Этот уголок стал для меня райским, несмотря на мороз в день заезда и холод в некоторых помещениях, где проводились лекции и мастер-классы. О поистине волшебной атмосфере, которая окутывала своим мягким и любящим теплом я скажу чуть позже. Пару слов хотелось бы посвятить природе, окружающей пансионат. Чуть меньше часа езды от Москвы и нас встретили стройные ели и сосны в снежных шубах, прозрачный свежий воздух, тропинки, уводящие к озеру, мимо уютных маленьких домиков. Все это пробуждало желание к ежевечерним прогулкам, которые стали традицией с обязательными ангелочками на снегу, катанием с горок и на качелях, а также дискуссии практически до утра и, как ни странно, неминуемый прилив сил.
Выбор магистерской программы был для меня очевиден, но различие направлений подогревал еще больший интерес, хотелось везде побывать, все узнать, всех послушать, и под манящим зовом «змия-искусителя», да простят меня представители Вышки, практически на каждой магистерской программе трудно было устоять, хотелось сорвать и надкусить все «плоды познания».
Насколько можно себе представить разнообразие России с ее лесами, степями, горами, реками, морями, - все это разнообразие отразилось в нашей группе, участники которой съехались на Школу со всех уголков нашей огромной страны, и не только: были представители Республики Беларусь и даже Канады. Атмосфера добра, тепла и практически домашнего уюта царила на Зимней Школе буквально с первых минут знакомства. На эти 4 дня мы стали одной большой семьей. Особенный шарм ЗШП придавали организаторы этого мероприятия. У Елены Борисовны очаровательная улыбка чеширского кота, и Владимир Артурович, с не менее обворожительной улыбкой, - человек, обладающий тонким чувством юмора, с которым даже решение важно-сложных вопросов проходит без напряжения. Ежеминутная готовность помочь, подсказать, поддержать, отзывчивость, искренне человеческая, а не ради престижа ВУЗа, - за все это огромное спасибо организаторам ЗШП.
Для меня Зимняя Школа стала особенным, значимым событием, сравнимым с днем моего рождения.
Анна Мигалева