• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Интервью с авторами курса "Психология внутреннего согласия" - доцентом факультета психологии Шумским В. Б. и старшим преподавателем факультета Уколовой Е. М.

На курс по выбору "Психология внутреннего согласия" записалось 57 магистрантов с разных магистерских программ. Об особенностях курса рассказывают его авторы Шумский В. Б. и Уколова Е. М.

Вы ожидали, что Ваш курс по выбору «Психология внутреннего согласия» окажется настолько популярным среди студентов?

 

И ожидали, и не ожидали. С одной стороны понятно, что знания по психологии нужны каждому человеку. Наш жизненный контекст постоянно меняется: в юности он связан с вступлением в мир профессии, в близкие отношения с человеком противоположного пола и в отношения со своей собственной жизнью – все это связано с психологическим нагрузками, с новыми задачами и возможностями для развития. Далее, в середине жизни – первый взгляд на то, что было достигнуто, весьма вероятно кризис со всеми его атрибутами; конкуренция в профессии, взросление детей, возможно, увольнение, расставание с партнером, новые близкие отношения; старение, появление внуков, выход на пенсию и т.д. – наши жизненные задачи и мы сами постоянно меняемся, что требует от нас установления новых отношений с самим собой и другими людьми, мы постоянно должны соотноситься с новыми ценностями и возможностями. С другой стороны, к сожалению, в наше прагматичное время, не очень принято интересоваться таким глубокого личным предметом, как «Психология внутреннего согласия». Поэтому мы не строили каких-либо планов на количество студентов, которые могли бы выбрать это курс.

 

Этот курс уже читался ранее в рамках магистерских программ ?

 

В точности такая учебная дисциплина не читалась. По сути, она представляет собой «краткий курс» практического применения экзистенциального анализа. Это направление психологии составляет основу магистерской программы «Персонология и экзистенциальная психотерапия», на которую с 2009 года было уже 5 наборов студентов. Со следующего учебного года экзистенциальный анализ в контексте психологического консультирования и психотерапии будет преподаваться как концентрация новой магистерской программы «Консультативная психология. Персонология».

Если же говорить более конкретно, то в основу курса «Психология внутреннего согласия» положено адаптированное для формата учебной дисциплины магистратуры содержание программы «Совершенствование управленческих компетенций на основе развития ресурсов личности», цель которой состоит в инициировании профессионального и личностного развития участников на основе рефлексивного углубления их жизненного и профессионального опыта.

   
В чем особенность данного курса?

 

Содержание образовательной программы предполагает особую методику его освоения. Знания не сообщаются как готовые истины. Студентам предлагается понять и осмыслить свой собственный опыт – вспомнить конкретную ситуацию, где тот или иной феномен человеческого бытия был ими пережит. И только после такой работы по самопознанию знание концептуализируется и интегрируется в научный контекст. «Прожитое» знание, полученное из личного опыта, имеет другое качество. Это знание делает человека чувствительным, зорким как к пониманию самого себя, так и к пониманию другого человека. Такое понимание является основой для саморазвития, установления хороших личных и деловых отношений, построения и осуществления соразмерных человеку планов на разных этапах профессионального и жизненного пути.

Содержание программы, таким образом, активно переживается учащимися во время занятий, и именно благодаря этому инициируется личностное развитие. В связи с этим изменяется и роль преподавателя, который перестает быть транслятором готового знания, а становится модератором совместной со студентами работы по получению  знания, которое каждый раз «заново» собирается участниками групповой работы. Это очень увлекательный и сложный процесс – сопровождение персонального развития в процессе изучения учебной дисциплины. Преподаватели должны одновременно уделять внимание как обобщению получаемых знаний, так и процессам личностного развития студентов и сложностям, которые при этом могут возникать. В этой связи, согласно нашему опыту, учащиеся лучше усваивают материал, если подобные занятия проводят два преподавателя.

Ведение занятий двумя преподавателями связано также с реализацией принципов педагогики сотрудничества, педагогической технологии «диалогичного преподавания», с приобщением магистрантов к культуре коммуникации и дискуссии, учитывающей полифонию мнений. Благодаря диалогу, который ведут преподаватели, магистранты получают возможность осваивать способы интеграции концептуальных моделей экзистенциального анализа в практику самопознания и повседневной жизни.


На курс записалось достаточно много студентов. Нет ли количественных ограничений по слушателям?


Ограничений по количеству записавшихся на курс нет. Нужно только учитывать, что для обеспечения условий самопознания и личностного развития магистрантов в группе во время лекционно-семинарско-практических занятий требуется высокая степень взаимного доверия и, как следствие, не предполагается изменение состава учебной группы. Это обеспечивается так называемым режимом «закрытой группы», размер которой составляет около 20-25 человек, постоянно участвующих в  совместной работе. Поэтому мы надеемся, что сможем создать несколько отдельных групп из студентов, записавшихся на курс.

 

Чем интересен данный курс для студентов непрофильных специальностей?


Мы полагаем, что этот курс может быть полезен студентам любых специальностей. Основными ресурсами в современном мире становятся человеческие ресурсы. Если «вынести за скобки» личную жизнь, то тогда на первый план выступит то, что сегодняшние магистранты Вышки – будущие лидеры в своей профессиональной области, топ-менеджеры, руководители предприятий. Для них использование концепта «внутреннее согласие» в своей профессиональной жизни может стать духовной опорой, ресурсом, источником мотивации, помогающим преодолеть прокрастинацию и «страдание от бессмысленности». Известно, что сильнейшим мотивационным фактором, побуждающим человека работать, является переживаемое в процессе работы ощущение внутренней исполненности. Это придает рабочему времени осмысленность, а самой деятельности – притягательность обязанности, выполняемой с удовольствием. В нашем курсе мы будем говорить о том, что внутреннее согласие со своей работой возникает в результате активного соотнесения человека с экзистенциальными реалиями: со своими способностями и возможностями, с собственной системой ценностей, с пониманием своего аутентичного призвания, а также с будущим, которое в результате работы видится как наполненное смыслом. Эти мотивационные элементы, положенные в основание собственной профессиональной позиции и организационного устройства предприятия, стимулируют сотрудников и повышают эффективность организации в целом.

 

Вам интересно будет поработать со студентами с совершенно разными профилями обучения?

Очень интересно, потому что каждая профессия или выбранное направление обучения накладывают своеобразный отпечаток на структуру ценностных предпочтений человека и, соответственно, на его жизненный опыт. Именно взаимообмен людей разного возраста, с разным опытом и разными взглядами на жизнь позволяет создать творческую атмосферу для самопознания и отличную «питательную среду» для личностного развития каждого из них. Большинство студентов, которые в последние годы обучаются на нашей магистерской программе по экзистенциальному анализу, не имеют базового психологического образования. Мы хорошо знаем ценность обучения на одном курсе студентов различных специальностей и будем рады общению со всеми, записавшимися на наш курс.