• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
На факультете бизнеса и менеджмента в 2017/18 учебном году откроется новая магистерская программа «Менеджмент и маркетинг в индустрии моды», а в Школе дизайна «Мода» из профиля также превратится в самостоятельную магистерскую программу. Чем отличаются друг от друга эти программы и как они будут взаимодействовать, рассказывают директор Fashion Consulting Group и профессор НИУ ВШЭ Ануш Гаспарян, а также главный редактор журнала Port Russia и преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ Анзор Канкулов.
 

Ануш Гаспарян, академический руководитель программы «Менеджмент и маркетинг в индустрии моды»
 

Анзор Канкулов, академический руководитель программы «Мода»

Из чего состоит программа, в чем ее отличие от программ других вузов?

Сейчас в России нет ни одной специализированной магистерской программы по менеджменту в индустрии моды, которая бы предлагала дневное обучение для студентов. Но мы уникальны не только этим: на рынке образования нет углубленных ориентированных на бизнес академических программ.

Отечественный рынок остро нуждается в квалифицированных менеджерах, от которых зависит эффективность и жизнеспособность модных компаний. Индустрия моды очень динамична, она моментально мимикрирует под политический, экономический и культурный фоны. Поэтому управление процессами в ней требует особого подхода в организации разработки, производства, продаж и продвижения. И наша программа создана с учетом потребностей рынка для подготовки профессионалов, способных быстро переключаться и решать задачи на профессиональном уровне — будь то глобальный или локальный бренд.

Какой именно опыт получит студент?

Что касается производства — это управление персоналом и творческими коллективами, умение работать с которыми наши менеджеры будут нарабатывать в совместных проектах со студентами Школы дизайна. Также это ценообразование, управление финансами, маркетинг, брендинг, стратегии сбыта, онлайн и оффлайн продажи, франшиза и т. д. Важная особенность обучения: все навыки студенты получают в комплексе — совмещая теорию и практику реальных кейсов.

Частью обучения будут семинары, исследования, практическая работа в модных отечественных компаниях, стажировки. Уникальной будет практика взаимодействия с органами государственной власти, финансовыми институтами, предприятиями легкой промышленности, выставками и неделями моды. К примеру, исследования студенты будут проводить в Fashion Consulting Group — ведущем отраслевом консалтинговом агентстве.

Мы предусмотрели интерактив с представителями бизнеса, в том числе зарубежными, с помощью которых слушатель получит индивидуальный опыт, общаясь непосредственно с представителем бизнеса, и практический, стажируясь в коммерческой структуре и получая именно те навыки, которые ему по тем или иным причинами нужны. Фактически, уже на стадии обучения будущие выпускники знакомятся со своими потенциальными работодателями — это огромный плюс.

Почему программа коммерческая?

Главная причина — инновационность структуры и методик. Большая часть курсов программы являются авторскими и тесно коррелируют со специальностями в модной индустрии, словом это — best practices ведущих игроков. В разработке программы участвуют не только преподаватели НИУ ВШЭ, но и ведущие специалисты российского модного бизнеса: руководители и ведущие эксперты компании Fashion Consulting Group, профильные специалисты крупных розничных сетей, преподаватели Отдела менеджмента и коммуникации в индустрии моды, члены совета директоров крупных онлайн и оффлайн ритейлеров, а также приглашенные иностранные эксперты из Европы и США.

Кроме того, индустрия является основным заказчиком в сфере бизнес-образования, а значит, мы гарантировано даем именно те компетенции, которые должны стать основой успешной бизнес-карьеры.

Какие проблемы локальных брендов решает профессиональный подход?

Необходимость в менеджменте возникает тогда, когда дизайнер не просто произвел, но продал свою продукцию и получил новые заказы. Начинается масштабное производство, а это другие затраты и новый, более высокий ценник на товар. Как теперь распродать тираж? Реклама, партнеры, окупаемость — дизайнер сталкивает с большим количеством вопросов, которые выходят за рамки его творческого мотива, с которого все началось. На этом трудном моменте многие выходят из игры, тогда как грамотный менеджер может вывести ситуацию на другой уровень и организовать бизнес.

На определенном этапе масштабирования бренда уже невозможно игнорировать особенности рынка, законы маркетинга, политику стимулирования продаж, логистический менеджмент, управление финансами и персоналом. Это требует соответственного инструментария.

Фото: Михаил Дмитриев

Что делает профессиональный менеджер в моде? Каково его место в компании?

— Возьмем к примеру, профессию «категорийный менеджер». У него много обязанностей, включая формирование цен, которые зависят от поведения конкурентов, погодных условий, оборачиваемости и т.п. Результат его успеха зависит во многом от аналитических навыков.

Менеджер по работе с клиентами, казалось бы, такая обычная функция, но от него зависит выбор средств взаимодействия с клиентами, каналов коммуникаций, а как результат — доходность компании вообще.

Если абстрагироваться от творчества, то все процессы индустрии взаимосвязаны и объединены одной идеей — превратить продукт в деньги. И с этим нужно смириться, если хочешь реализовать свой бренд.

Выпускники программы смогут управлять сетевыми ритейл-компаниями, сектором e-commerce, работать с производством и рекламными агентствами. Программа готовит универсальных руководителей, независимо от масштабов и специфики проекта.

Как ваши студенты будут взаимодействовать с творческой стороной модных процессов?

Мы специально запланировали перекрестные курсы, которые будут посещать студенты нашего факультета, а также Школы дизайна. Дизайнерам важно понимать, как и каким образом они могут коммерциализировать креативную концепцию, а менеджерам не менее важно окунуться в творчество и найти общий язык с художником. Именно посредством такого универсального языка в индустрии формируется трезвый взгляд на продвижение продукта на рынке.

На факультете менеджмента существует Отдел менеджмента и коммуникации в индустрии моды — чему там обучаются будущие менеджеры?

В 2000 году в результате сотрудничества НИУ ВШЭ и нашей компании FCG появился этот проект, где мы разработали курсы совместно со специалистами Fashion Institute Of Technology (New York). В нашем Центре желающие получить компетенции в сфере бренд-менеджмента, маркетинга, PR и рекламы получают дополнительное образование и навыки в таких узких областях, как баинг, визуальный мерчандайзинг, витринистика и электронная торговля.

К нам приходят разные люди: и с опытом работы, и новички, и дизайнеры, которые делают продукт и хотят правильно его реализовывать на рынке. А кто-то много лет работал в финансах, а потом открыл в себе любовь к одежде и горячее желание сражаться на рынке творчества и красоты.

В чем отличие программы «Мода» от профиля?

До открытия этой программы мода была частью общей концепции Школы дизайна, потому что мода — это тоже дизайн. Сейчас мода станет отдельной самостоятельной программой, что предполагает более узкое ее изучение. Теперь, как и у программы «Дизайн», на моде постепенно откроются отдельные внутренние направления — соответственно, обучение станет более профилированным и детальным. Для студентов появление новой образовательной программы «Мода» дает гораздо больше возможностей для глубокого погружения в предмет.

Какие изменения в существующем профиле произойдут, чтобы вывести его на качественно новый уровень программы?

Мы будем расширять существующий профиль в плане преподавателей и предметов, добавим новые форматы обучения и практики. Профиль перерастет в программу и станет качественно другим, еще более перспективным. Мы продолжим привлекать практикующих дизайнеров к тому, чтобы они выступали в роли кураторов при креативном проектировании.

Какие новые дисциплины добавятся?

Мода — это большая сфера, в которой есть много разных занятий, включая журналистику. Сейчас на модную журналистику мы не претендуем, но в перспективе будем развивать и это направление. Пока мы сосредоточены в основном на подготовке дизайнеров, наше главное направление — проектирование одежды. Концептуально это не изменится, но и это понятие в новом формате будет расширено: мы обратим внимание на две главные сферы жизни моды — визуальное сопровождение и арт-дирекшн. В процессе учебы мы уже сейчас работаем в форматах стайлинга, фотографии, рекламных кампаний, но со следующего года обратим существенное внимание еще и на устройство моды с экономической стороны — на менеджмент.

Каковы новые требования к поступающим?

Требования к абитуриенту не изменятся — надо просто быть умным и талантливым.

Фото: Михаил Дмитриев

На профиле «мода» в этом году были бюджетные места. Новая магистратура будет только платной?

Да, она будет коммерческой. Часть обучения, безусловно, уйдет на теоретические исследования, потому что мы являемся частью исследовательского вуза, но основной своей задачей мы видим практическое участие в индустрии. В этом смысле мы, как и большинство мировых вузов, являемся кузницей кадров, и рынок уже готов их принимать, так что оплату за обучение можно считать взносом за то, что выпускник станет востребованным профессионалом и найдет себе место в жизни.

Когда философия и антропология моды войдут в список дисциплин?

Уже вошли. В программе бакалавриата и магистратуры мы будем изучать теорию и историю моды как часть истории дизайна, а также моду как часть социальной жизни: «мода и современное искусство», «мода и психология», «мода и социология», «мода и экономика». Бакалавриат — больше образовательный, а магистратура больше концентрируется на современность, потому что тема моды и современного мира почти нигде не исследуется на уровне студентов. Существует много экспертов, к примеру, по истории модной фотографии, но где прослушать об этом полноценный курс — сказать трудно. Поэтому мы хотим занять очевидные ниши, которые касаются моды как части современной культуры. В общем, магистратура будет посвящена исследованию культуры и моды, студентам придется много думать и проводить параллели.

Вы планируете вовлекать людей из индустрии фотографии, журналистики и т. п. в качестве лекторов или менторов?

Разумеется. Общение с авторитетными гостями станет частью исследовательской работы студентов. Читать историю моды только в академическом ключе — не наша задача, мы заинтересованы в исследовании текущего момента, а персоны из живой индустрии расскажут, как все работает на самом деле и именно сейчас.

Параллельно на факультете бизнеса и менеджмента тоже откроется магистратура, посвященная моде. Чем вы принципиально отличаетесь?

Мы занимаемся одной и той же сферой, но подходим с разных сторон. Людей, которые будут преподавать на новой программе, мы хорошо знаем, сейчас они читают у нас курс — это Ануш Гаспарян и Анна Лебсак-Клейманс. В планах сохранить тесное сотрудничество и обмениваться с ними дисциплинами. Сейчас это две разные магистратуры, но мы хотим построить учебный процесс так, чтобы студенты пересекались и знакомились с индустрией в ином ключе: менеджеры — с точки зрения дизайна и креатива, дизайнеры — с точки зрения управления процессами. На факультете менеджмента студенты будут заниматься вопросами бизнеса и управления брендом, им будет полезен контакт с художниками и дизайнерами, ведь в будущем им нужно знать все рабочие процессы бренда. Часто для начинающего дизайнера марки бывает тяжелый момент, когда тот вдруг понимает, что все это — не только самовыражение, но и тяжелая работа, требующая совершенно разных компетенций. Думаю, что в сотрудничестве мы сможем передать студентам действительно полезные навыки.

Это не будет отвлекать студента от его основной направленности?

Вышка — вообще про мультидисциплинарность, как и все качественное современное образование. Дисциплины, которые в программе называются «майноры», — как раз часть этой концепции. Передовые зарубежные университеты делают именно так — не предлагают человеку что-то конкретное, а дают возможность выбирать свой образовательный трек самостоятельно. Мы стремимся к тому, чтобы максимальное количество программ и направлений пользовались возможностями друг друга. В идеале нужен некий кампус, где студенты близких направлений — художники, дизайнеры, фешн-дизайнеры и т. п. — максимально взаимодействовали бы как на уровне обучения, так и просто общения. Именно из этого складывается ощущение университета — атмосфера постоянного обмена мыслями, знакомствами и кипящего творческого супа. Так получается правильный сплав, который дает выпускнику широкий кругозор и умение продуктивно коммуницировать.